?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение. Часть I.
Продолжение. Часть II.

III.

«Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка — сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи —
На свете больше правды станет».
Валентин Берестов

В последнее время с героями современных мифов, героями литературными, героями кино и прочими происходят странные метаморфозы. Странными они кажутся, пока не понимаешь, этой тотальной фашистской интеграции в миф.

Например, героями книг и фильмов зачастую выступают откровенные злодеи. Иногда, образы антагонистов из прошлых фильмов и книг переосмысливают таким образом, что получается оправдание их злых деяний. Получается, что они творят злые дела из-за определённых, неудачно сложившихся обстоятельств, и это, якобы нормально, потому что, такова жизнь. Границы добра и зла таким образом настолько размываются, что отличить одно от другого современному человеку бывает крайне сложно. Например, вышедшие в 2014 году фильмы «Малефисента» и «Дракула», как раз из этой серии.

Малефисента

Персонажи современных книг и фильмов в большинстве своём не являются положительными персонажами в чистом виде. Особенно сильно это заметно с героями популярных сейчас сериалов: каждый имеет «скелет в шкафу», или маленькую слабость, обнуляющую все его добрые поступки. «Какой живой персонаж» — говорит современный зритель, которого навсегда лишили светлого образа, на который можно равняться. «Не бывает чистеньких», — убеждает современный кинематограф — «нужно только глубже копнуть и грязь найдётся!».

Декстер

Ещё более интересная картина проглядывает в фильмах и мультфильмах для детского и юношеского возраста. Такие фильмы зачастую снимаются по мотивам американских комиксов. Что происходит в этих фильмах с выдающимися учёными, когда они получают сверхчеловеческие силы (по сути приближаются к гармоническому развитию) — они используют эти способности в корыстных, преступных и диктаторских целях. Т.е. человека с детства приучают к тому, что оба благословения сразу (гуманистический идеал Томаса Манна) — ведут к злу.

Город героев

Очень показательный случай, был в начале 21 века с одним из самых значительных западных мифов 20 века, с фильмом «Звёздные войны». Кстати, идея самого фильма, возникла у его создателя Джоржа Лукаса, после прочтения книги «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбела — своеобразного буржуазного варианта того же самого, что делал Пропп в своём исследовании сказки. Так вот, сняв 3 фильма в 70-80-е, Лукас решил снять ещё 3 через пару десятков лет. Чтобы дополнительно подогреть интерес к новым фильмам, ну и как водится ещё подзаработать, первая трилогия была выпущена в продажу вместе с некоторыми обновлёнными сценами. Одни из этих сцен были добавлены, потому что производство спецэффектов с 70-х годов значительно шагнуло вперёд, другие же были изменены Лукасом, скорее всего, после многолетнего переосмысления.

Изменение одной из таких сцен вызвало бурную негативную реакцию среди поклонников фильма. Это была сцена, в которой один из положительных героев фильма — Хан Соло, после словесной перепалки первым стреляет в своего оппонента-инопланетянина и убивает его. В новой редакции фильма Хан Соло уже отстреливается в ответ, а не стреляет первым. Наверно, Джорджу Лукасу со временем показалось, что стрелять первым — совсем не к лицу положительному персонажу, да и хладнокровное убийство совсем не красит его образ. Реакция общества была настолько сильной, что Лукасу пришлось ещё раз переснять сцену, заменив её на одновременную стрельбу антагонистов. Но и это не было принято. В конечном итоге копии дисков с фильмом стали вновь содержать оригинальную сцену убийства с первым выстрелом Хана.

Хан Соло

О чём говорит этот случай? Общество не только симпатизирует откровенно негероическим поступкам персонажа, оно готово принять ложного героя, какими бы безнравственными и криминальными качествами он бы не обладал. В случае с Ханом Соло правда стоит оговориться, что этот персонаж всё-таки развивается и, несмотря на неприглядные поступки в своём прошлом, в конечном итоге обращается на сторону добра.

Недавно, студия Дисней приобрела права на фильмы по «Звёздным войнам». Аттракционы по «Звёздным войнам» и с самого начала были одним из развлечений в сети Диснейлендов, но в преддверии продолжения сериала компанией Дисней, их количество значительно расширилось.

В одном из таких развлечений, наряженному джедаем (представителем сил добра) ребенку предлагается сразиться с «настоящим» Дартом Вейдером (одним из главных злодеев). Реакция ребёнка (девочки) на Дарта Вейдера однозначно приводит в замешательство взрослых-актеров участвующих в аттракционе: девочка отказывается сражаться с Дартом Вейдером, она встаёт на одно колено присягая злу.

Дети перестают отличать злодеев от героев. Но зло на то и зло, что каким привлекательным оно бы не казалось поначалу, в самом конце должно показать своё истинное отвратительное лицо...

В конце этого года в прокат вышел новый фильм «Звёздные войны». Главный злодей продолжения фильма от компании Дисней в принципе типичен для Диснеевских злодеев. Что-что, а уж злодеев Дисней умеет изображать максимально несимпатичными.

Звёздные войны 7

Под пафосной маской с рекламных плакатов оказывается не красивый с точки зрения современного обывателя персонаж, которого играет комедийный актёр.

Адам Драйвер

И очень интересно наблюдать в интернете этот вой обывателя, поднявшийся после просмотра фильма, о том, что Дисней ошибся с выбором актёра на роль злодея. Ведь обыватель уже «присягнул» злу, потому что оно привлекательное, и уже в какой-то степени привык ассоциировать себя с «диким, но симпатишным» злом. А тут ему подносят зеркало и реальность становится мучительно невыносимой.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
oleggureev
Dec. 26th, 2015 11:17 am (UTC)
Воланд
Насколько помню, в Мастере и Маргарите Булгакова также стоит эпиграф:

…Так кто ж ты, наконец?

− Я − часть той силы,

что вечно хочет зла и

вечно совершает благо.

Гете. «Фауст»


Фаустианский мир очень заманчив.
qorban
Dec. 26th, 2015 06:43 pm (UTC)
Re: Воланд
Вот эта постоянная неоднозначность и аморфность: «сегодня я добрый, а завтра злой, а послезавтра снова добрый» — вполне себе фаустианская, ведь Фауст тоже заигрывает с силами зла безнаказанно для себя.
oleggureev
Dec. 27th, 2015 01:11 pm (UTC)
Re: Воланд
Да, конечно.
Самолюбование собственной "капризностью" и изменчивостью натуры, это также туда всё.
Эгоизм как вполне оправданный и нормальный способ бытия.
kamrad2213
Dec. 26th, 2015 06:13 pm (UTC)
Дарт Вейдер в конце тоже перешел на сторону добра:)

Но вообще, да, что-то такое улавливается в смысле размытости границ. Я больше всего это вижу в трансформации образа вампиров, которая, видимо, началась с "Дракулы" Брэма Стокера (впрочем, не знаток - может, и раньше). Вместо отвратительных жутких упырей во многих фильмах появилась этакая высшая раса, с небольшим изъяном, который в общем можно и подавлять.
qorban
Dec. 26th, 2015 06:30 pm (UTC)
Так то киношный Дарт Вейдер (и то при смерти), а дух Дарта Вейдера-олицетворения зла живёт и здравствует в аттракционах, комиксах, компьютерных играх.
aliks
Dec. 26th, 2015 11:32 pm (UTC)
Согласна. И недоумеваю, почему главной символикой ЗВ стал Дарт Вейдер и штурмовики, а не, скажем, скрещенные световые мечи как символ борьбы добра со злом.
qorban
Dec. 27th, 2015 07:28 pm (UTC)
Детей скорее всего запутывает неоднозначность джедаев: вроде бы силы добра и вроде бы «у руля» (в новой трилогии), а на планетах рабство, бандиты и интриги + шаткое мировоззрение: сегодня я джедай, а завтра я раскрепостился и стал ситхом + практически скрытый фашизм — я прав, потому что у меня есть сила и световой меч. Поэтому тут скорее постмодернистский вариант: борьба зла с меньшим злом.
Вообще ЗВ-фэндом очень обширен и в нём много колоритных персонажей. Тут скорее играет роль узнаваемость — подобия световых мечей бывают и в других фильмах, а Дарт Вейдер такой один.
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com