?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ноябрь 1889 года

...И. И. Левитан начал работать в собственной мастерской.

Исаак Ильич Левитан родился 11 сентября 1860 года в небольшом литовском местечке Кибарты, в семье бедного служащего-железнодорожника.

Спустя десять лет семья переехала в Москву, где мальчик поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Живя в крайней нужде, он отдаёт всё своё время учёбе. Его учителями становятся крупные художники-пейзажисты А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.

Лишь в 1889 году Левитан начал работать в собственной мастерской, предоставленной ему его другом меценатом Сергеем Морозовым.

Первым крупным успехом Левитана стала картина «Тихая обитель», выставленная на Передвижной выставке 1891 года.

Из воспоминаний художественного критика А. Н. Бенуа:

Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спёртое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог...

Левитан раскрывает глубокий мистический смысл простого русского пейзажа. Мимолётным взглядом, брошенным на ускользающую красоту природы — стога в наползающем тумане или утлую лодку, притулившуюся у зыби половодья — художник замечает в них божественное, вечное. Пейзаж Левитана — это природа, отражённая в человеческой душе.

Из высказываний Левитана:

...Мой этюд... это ведь — я, мой дух.

В 1894 году Левитан пишет свою самую знаменитую картину «Над вечным покоем». На краю земли, там, где кончается островок тверди и вздыбливается холодная гладь реки под серыми тучами, притулились старая часовня и кладбище с покосившимися крестами. Ветер клонит деревья и изгибает линии островов. Мертвенно-бледный свет, обволакивающий землю, неожиданно отражается тёплым огоньком в окне покинутой часовни.

Левитан говорил об этой картине:

В ней — я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием.

Из письма Левитана Чехову:

Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, — я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует своё полнейшее ничтожество!

Глубоко символична и последняя, незавершённая картина Левитана — «Озеро. Русь». Подёрнутое рябью синее озеро с осокой. Тени белых кучевых облаков гусями-лебедями протянули свои клювы к деревне на том берегу. Дальние пашни, коричневый лес и белая церковь спят в отражении вод подобно древнему граду Китежу. Мир чист и умыт, как в первый день творения.

Из письма Левитана:

Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает всё... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист.

Чехов писал о последних картинах Левитана:

До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошёл в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдёт ли кто и после.

Из письма Левитана другу, писателю А. П. Чехову:

Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью.

РВС о проекте «Шаги истории»
Шаги истории вконтакте
Шаги истории

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com