?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 2 ноября 1843 года

...родился скульптор М. М. Антокольский.

Марк Матвеевич Антокольский родился в 1843 году на окраине литовского города Вильно в семье бедного трактирщика. Мальчик целыми днями помогал отцу в трактире, ночами же — увлечённо рисовал. Родители, видя такое упорство, отдали ребёнка в мастерскую резчика по дереву, где он проявил большие способности. Прослышав о талантливом молодом резчике, супруга генерал-губернатора Вильно А. А. Назимова помогла его переезду в столицу.

Ещё в годы учёбы в петербургской Академии художеств Антокольский отказался от принятых в те времена надуманных высокопарных образов. Его скульптуры «Еврей-портной», «Скупой» и «Мальчик, крадущий яблоки» вызвали восторг критика В. В. Стасова: «Таких вещей у нас ещё, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам всё некогда было заниматься такими пустяками... как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях... Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне».

Жизнь и правду воплощают в себе и исторические портреты Антокольского.

Царь Иоанн Грозный судорожно вцепился в престол, как ястреб, погружённый в тяжёлую думу. Поражает явное раскаяние в лице грозного царя.

Удивительно живым предстаёт и Пётр I — мощный, твёрдо стоящий на ногах строитель великой державы.

Силой веет от простого лица Ермака — бесстрашного завоевателя Сибири.

Монах Нестор, кажется, на миг оторвал перо от древнего пергамента «Повести временных лет», чтобы вновь склониться над рассказом о русских подвигах.

Антокольского привлекала сила человеческого духа. В «Смерти Сократа» скульптор изобразил греческого философа, учившего людей разуму и добродетели и приговорённого за это к смерти. Мощная фигура с опущенной головой замерла в слишком маленьком для неё кресле. Но Сократ не смирился даже в смерти. Кажется, гигант лишь замер и вот-вот проснётся.

Христос Антокольского — не отстранённый от мира богочеловек, а связанный в локтях, гонимый за свои идеи мученик, спокойно идущий на казнь.

Тверда и сидящая на скамье христианская мученица — молодая девушка, глядящая в небо ослеплёнными глазами.

Размышляя о добре и свете, Антокольский обращался и к природе зла в человеке. Его саркастический Мефистофель — не вселенское зло, но лишь скопище человеческих пороков. Антокольский писал: «Моего „Мефистофеля“ я почерпнул не из Гёте, а из настоящей, действительной жизни. Это наш тип — нервный, раздражённый, больной; его сила отрицательная, он может только разрушать, а не создавать; это он хорошо знает, и чем больше он сознаёт, тем сильнее озлобление его».

Антокольский оказал огромное влияние на развитие русской скульптуры. Из сурового камня под руками скульптора возникали живые и правдивые, мощные одухотворённые образы.

РВС о проекте «Шаги истории»
Шаги истории вконтакте
Шаги истории

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com