?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

12 марта, 1966 года

...в Большом театре состоялась премьера балета «Щелкунчик» в постановке Ю. Н. Григоро́вича.

В 1891 году композитор Пётр Ильич Чайковский написал балет «Щелкунчик» по мотивам сказки немецкого писателя Э́рнста Тео́дора Амаде́я Го́фмана.

Спустя 75 лет замысел Чайковского по-новому раскрыл советский балетмейстер Юрий Николаевич Григорович.

В доме у родителей Маши (Мари) и Фрица на Рождество собираются гости.

Из книги Бориса Львова-Ано́хина «Мастера́ большого балета»:

Чо́порное, чинное шествие гостей... — это мещанский, прозаический, бю́ргерский мир... Все они движутся почти единообразным шагом, как марионетки... В движениях гостей есть нечто кукольное, заводное, механическое. Они дарят детям игрушки, не замечая, что сами в чём-то похожи на кукол.

Последним появляется крёстный отец Маши и Фрица — таинственный Дроссельме́йер со своими механическими куклами. Крёстный дарит Маше смешного некрасивого Щелкунчика с огромным ртом. Фриц по небрежности ломает Щелкунчика.

Из книги Бориса Львова-Ано́хина:

Где же выход из этого механического, кукольного мира взрослых, в чём переход от прозы к поэзии жизни? В напряжённом ожидании чуда, в доверии и сочувствии, которыми полна душа маленькой Маши. Ей дарят куклу Щелкунчика — самую смешную, нескладную. Потом её ломают. Танец сломанного Щелкунчика — это миниатюрная трагикомедия, крохотный печальный гроте́ск, забавно выраженная боль, смешно станцованное одиночество.

Ночью Маша прокрадывается в комнату к раненому Щелкунчку. И вдруг начинается волшебство. Мыши во главе с Мышиным королём нападают на ожившие игрушки. Щелкунчик, выстроив оловянных солдатиков, даёт мышам бой. Брошенная Машей в Мышиного короля туфелька решает исход сражения. Мыши убегают, а нескладная кукла превращается в прекрасного Принца.

Из книги Бориса Львова-Ано́хина:

Первое ада́жио [медленный танец] Маши и Щелкунчика после боя — это ещё не любовное адажио, это сцена благодарности за спасение, признание мужества и благородства, выражение безграничного человеческого доверия.

Принц подаёт Маше руку. Стены дома исчезают. На небе светятся звёзды. Вокруг кружатся снежинки. Живые куклы радуются победе. Новогодняя ёлка превращается в огромную лесную ель. Маша и Принц садятся в волшебную ладью и плывут по ёлочному царству к вершине, где мерцает таинственная звезда.

Внезапно вновь появляются мыши. Принц даёт последний бой Мышиному королю и окончательно побеждает его.

Испанские, китайские, русские куклы по очереди танцуют, показывая своё мастерство. Все радостно готовятся к свадьбе Принца и Маши.

Один из исполнителей роли Принца Н. Цискари́дзе говорил:

[В «Щелкунчике»] нет темы любви, там есть мечта... Маша с принцем — они двигаются по кругу, но их диагонали, их круги никогда не пересекаются. Они всегда проходят мимо. Только в финале балета они, наконец, встречаются. Но в этот момент наступает рассвет, Маша просыпается и понимает, что она поймала «синюю птицу», но та исчезла.

Чудесное путешествие оказывается сном Маши. Но девочка никогда не забудет своего сна. Отныне она будет уже по-иному, повзрослевшими глазами смотреть на мир.

РВС о проекте «Шаги истории»
Шаги истории вконтакте
Шаги истории

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com