qorban (qorban) wrote,
qorban
qorban

Шаги истории: 12 марта, 1966 года

12 марта, 1966 года

...в Большом театре состоялась премьера балета «Щелкунчик» в постановке Ю. Н. Григоро́вича.

В 1891 году композитор Пётр Ильич Чайковский написал балет «Щелкунчик» по мотивам сказки немецкого писателя Э́рнста Тео́дора Амаде́я Го́фмана.

Спустя 75 лет замысел Чайковского по-новому раскрыл советский балетмейстер Юрий Николаевич Григорович.

В доме у родителей Маши (Мари) и Фрица на Рождество собираются гости.

Из книги Бориса Львова-Ано́хина «Мастера́ большого балета»:

Чо́порное, чинное шествие гостей... — это мещанский, прозаический, бю́ргерский мир... Все они движутся почти единообразным шагом, как марионетки... В движениях гостей есть нечто кукольное, заводное, механическое. Они дарят детям игрушки, не замечая, что сами в чём-то похожи на кукол.

Последним появляется крёстный отец Маши и Фрица — таинственный Дроссельме́йер со своими механическими куклами. Крёстный дарит Маше смешного некрасивого Щелкунчика с огромным ртом. Фриц по небрежности ломает Щелкунчика.

Из книги Бориса Львова-Ано́хина:

Где же выход из этого механического, кукольного мира взрослых, в чём переход от прозы к поэзии жизни? В напряжённом ожидании чуда, в доверии и сочувствии, которыми полна душа маленькой Маши. Ей дарят куклу Щелкунчика — самую смешную, нескладную. Потом её ломают. Танец сломанного Щелкунчика — это миниатюрная трагикомедия, крохотный печальный гроте́ск, забавно выраженная боль, смешно станцованное одиночество.

Ночью Маша прокрадывается в комнату к раненому Щелкунчку. И вдруг начинается волшебство. Мыши во главе с Мышиным королём нападают на ожившие игрушки. Щелкунчик, выстроив оловянных солдатиков, даёт мышам бой. Брошенная Машей в Мышиного короля туфелька решает исход сражения. Мыши убегают, а нескладная кукла превращается в прекрасного Принца.

Из книги Бориса Львова-Ано́хина:

Первое ада́жио [медленный танец] Маши и Щелкунчика после боя — это ещё не любовное адажио, это сцена благодарности за спасение, признание мужества и благородства, выражение безграничного человеческого доверия.

Принц подаёт Маше руку. Стены дома исчезают. На небе светятся звёзды. Вокруг кружатся снежинки. Живые куклы радуются победе. Новогодняя ёлка превращается в огромную лесную ель. Маша и Принц садятся в волшебную ладью и плывут по ёлочному царству к вершине, где мерцает таинственная звезда.

Внезапно вновь появляются мыши. Принц даёт последний бой Мышиному королю и окончательно побеждает его.

Испанские, китайские, русские куклы по очереди танцуют, показывая своё мастерство. Все радостно готовятся к свадьбе Принца и Маши.

Один из исполнителей роли Принца Н. Цискари́дзе говорил:

[В «Щелкунчике»] нет темы любви, там есть мечта... Маша с принцем — они двигаются по кругу, но их диагонали, их круги никогда не пересекаются. Они всегда проходят мимо. Только в финале балета они, наконец, встречаются. Но в этот момент наступает рассвет, Маша просыпается и понимает, что она поймала «синюю птицу», но та исчезла.

Чудесное путешествие оказывается сном Маши. Но девочка никогда не забудет своего сна. Отныне она будет уже по-иному, повзрослевшими глазами смотреть на мир.

РВС о проекте «Шаги истории»
Шаги истории вконтакте
Шаги истории

Tags: Шаги истории, история, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments