?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

13 февраля, 1842 года

...подписан указ о строительстве Петербурго-Московской железной дороги.

К сороковым годам XIX века развитию России сильно мешало отсутствие надёжного скоростного транспорта.

Академик В. П. Безобра́зов писал:

При наших путях сообщения... железо с Нижегородской ярмарки поспевает в Киев через год, Око́й до Калуги, гужо́м [на лошадях] до Брянска, где иногда зимует, и оттуда Десно́й и Днепро́м; железо из Нижнего [Новгорода] даже иногда не поспевает в Тверь без зимовки выше Ры́бинска.

В мире в то время уже вовсю шло железнодорожное строительство. В России же действовала лишь Царскосельская железная дорога протяжённостью 27 километров, соединявшая Санкт-Петербург и Павловск. Да ещё на окраине империи возводили Варшáво-Вéнскую железнодорожную линию.

В феврале 1842 года было принято решение о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва.

Пути проложили по прямой линии, что сильно увеличило скорость движения поездов.

В то время железные дороги строили с разной шириной расстояния между рельсами. Для новой магистрали выбрали ширину колеи 5 саженей (1 524 миллиметра). По расчётам такая колея обеспечивала достаточную устойчивость поездов без излишних затрат. Ширина эта является стандартной в нашей стране и по сей день.

Большие участки пути, более 200 километров, пролегали по болотистой местности. Здесь сооружение насыпи потребовало много времени и усилий. При возведении дороги использовали и передовые достижения техники — несколько паровых экскавáторов и кóпров (машин для забивания свай). Но основная часть работы легла на плечи крепостных крестьян.

В 1851 году дорога заработала. Протяжённость её путей составила 645 километров.

Из воспоминаний юриста А. Ф. Кóни:

Посередине железнодорожного пути между Петербургом и Москвой находилась станция Болого́е. Здесь сходились поезда, идущие с противоположных концов, и она давала, благодаря загадочным надписям на дверях «Петербургский поезд» и «Московский поезд», повод к разным недоразумениям комического характера. Движение было сравнительно медленное: почтовый поезд шёл тридцать часов, причём всех интересовал и тревожил переезд по Вере́бьинскому мосту, перекинутому через Во́лхов на очень большой высоте и покоившемуся на сложных деревянных устоях. Вагоны не имели отдельных купе и женских отделений. Места первого класса состояли из длинных кресел, раскидывавшихся на ночь для сна пассажиров. Билеты представляли длинный лоскут бумаги с наименованием станций. Кондуктора носили военную форму и особые каски.

Петербурго-Московская дорога положила начало созданию единой железнодорожной сети России. Вскоре заработали Ярославская, Нижегородская и другие железнодорожные ветки.

РВС о проекте «Шаги истории»
Шаги истории вконтакте
Шаги истории

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com