?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1 февраля, 1901 года

...В. А. Серо́в просит художника А. П. Ря́бушкина передать картину «Русские женщины XVII столетия в церкви» в Третьяковскую галерею.

Андрей Петрович Рябушкин родился в 1861 году в селе Стани́чная Слобода́ Тамбо́вской губернии в семье крестьянина. Отец писал иконы, и Андрей вместе с братьями помогал ему.

Дети рано осиротели. Заметивший способности Андрея к живописи студент-художник А. П. Преображе́нский помог ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Продолжил обучение Рябушкин в петербургской Академии художеств. По окончании курса глава Академии великий князь Владимир Александрович лично выделил талантливому юноше деньги на поездку за границу.

Но Рябушкин вместо этого отправился в путешествие по старинным русским городам. В Москве, Росто́ве, Яросла́вле, Но́вгороде, Пско́ве он внимательно изучает народный быт, обычаи, церковную фре́сковую живопись.

Вернувшись, Рябушкин поселился под Петербургом, в небольшом домике на земле, принадлежавшей его другу И. Ф. Тюме́неву. Позже он переедет в соседнюю деревушку Дидвино. Художник рисовал крестьян окрестных деревень и сам во многом жил их жизнью.

Первая получившая широкое признание картина Рябушкина — «Московская улица XVII века в праздничный день». Осень. Непролазная грязь. И всё же народ на улице празднично оживлён... Парень загляделся на проходящую мимо боярышню... Зеваки хохочут над застрявшим в грязи прохожим... Вдали видна церковь. Не обращая внимания на окружающую её суету, идёт из церкви со свечой в руке просто одетая молодая женщина в красном. Её лицо, озарённое затаённой улыбкой, светится.

Другая известная картина Рябушкина — «Русские женщины XVII столетия в церкви». Ярко освещённая церковь. Настенные росписи. В тишине застыли молящиеся женщины с просветлёнными лицами. Традиционно-русское сочетание цветов картины — красного, синего, жёлто-золотистого и зелёного — и их нарядность напоминают фрески в ярославских храмах.

На знаменитой картине Рябушкина «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» изображён вечер ранней весны. Трубы бревенчатых домов и купола белокаменной церкви освещены заходящим солнцем. По улице стремглав весело проносится красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Прочь от него, мимо большой весенней лужи, идёт одинокая, погружённая в невесёлые думы женщина.

На картине «Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)» горожане, давясь, выглядывая из-за спин стрельцов, любопытствуют на диковинных заграничных гостей. Живой интерес на лицах смешан с настороженностью.

В картине «Втёрся парень в хоровод, ну старуха охать» действие происходит в современные художнику дни. Краски, как всегда у Рябушкина, ярки и нарядны. Однако праздник нарушен. Парень, вторгшийся в девичий хоровод, упрямо стоит там незваным гостем. Особенно возмущена его поступком сидящая рядом старуха.

А вот вновь старая Москва. По зимней улице стремительно проходит мимо нас, гордо задрав нос, героиня картины «Московская девушка XVII века». Красная лента в её косе развивается от быстрой ходьбы... Девушка промелькивает, как видение, как отблеск ускользающей мечты художника.

Рябушкин видел идеал русской народной жизни в допетровской старине. Художник не изображал драматических моментов истории. Рисуемые им сцены старого быта обыденны, но при этом глубоки и точны. Его портреты людей прежних времён отражают характерные внутренние черты русского человека.

Критик А. Бенуа́ называл Рябушкина «ясновидцем и правдолюбцем минувших жизней». У Рябушкина, говорил Бенуа, «черта благородства выражается одинаково как в том, что он видит русского крестьянина в каком-то ореоле тихой праздничности и семейной уютности, никогда при этом не впадая в приторную и сентиментальную фальшь, так и в том, что он Москву XVII века видит, если внешне ещё дикой и грязной, то всё же полной жизненной красоты и какого-то несокрушимого здоровья. Его бегом мчащаяся посадская девушка или его бояре, ожидающие выхода царя, — это именно хорошие русские люди, это те детища земли русской, как и его мужики».

РВС о проекте «Шаги истории»
Шаги истории вконтакте
Шаги истории

Comments

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com