?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

... Пётр I издал указ о налоге на бороду.

На момент прихода к власти Петра I Россия отставала от Запада в развитии науки и техники, в военном деле. Пётр решился преодолеть это отставание, переняв европейский опыт. Русский образ жизни царь задумывает также сделать более похожим на западный.

В том числе, по примеру англичан и французов, царь требует от подданных брить бороды. Мера эта встретила сильное сопротивление: считалась, что, сбривая бороду, человек теряет образ Божий.

27 января 1705 года Пётр идёт на уступку и новым указом вводит налог для отказывающихся от брадобри́тия. Придворные, чиновники, дворяне и средней зажиточности купцы за право носить бороду должны были платить в год 60 рублей и более. Богатые купцы — 100 рублей. Прочие горожане, слуги, ямщики, извозчики и церковные причётники (кроме попов и дьяконов) — 30 рублей. С крестьян, проживавших в деревнях, взимали по одной копейке при входе в город.

Из указа от 27 января 1705 года:

А буде кто бородъ и усовъ брить не похотя́тъ, а похотятъ ходить съ бородами и съ усами, и съ тѣхъ имать, съ Царедворцовъ и съ дворовыхъ и съ городовы́хъ и всякихъ чиновъ служилыхъ и приказны́хъ людей, по 60 рублей съ человѣка; съ Гостей [крупных купцов] и съ гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей съ человѣка;... съ посадскихъ же и съ Боярскихъ людей и съ ямщиковъ и съ извозчиковъ и съ церковныхъ причетниковъ, кромѣ поповъ и дья́коновъ, и всякихъ чиновъ съ Московскихъ жителей по 30 рублей съ человѣка на годъ. И давать имъ изъ приказа Земскихъ дѣлъ знаки... а съ крестьянъ имать вездѣ по воротамъ пошлину, по 2 деньги [одна деньга составляла полкопейки] съ бороды...

После уплаты налога выдавался бородовой знак, который откупившийся должен был всегда носить с собой. Надпись на знаке гласила: «Деньги взяты». Позже на знаках начали писать «С бороды пошлина взята», а по ребру чеканить: «Борода — лишняя тя́гота».

Наибольшее сопротивление реформа получила в церковной среде. Так, митрополиту Дими́трию Ростовскому пришлось даже увещевать свою паству:

...Яко не в браде и в зримом лице человеческом состоится образ Божий и подобие, но в невидимой душе. Еще же и сего ради никтоже да сумнится о спасении своем, понеже не по своему его произволению, но по указу Государеву деется брадобритие. Подобает же велению тех, иже во властех суть, повиноватися в делех не противных Богу, не вреждающих [не вредящих] спасения.

Благодаря неукротимой воле Петра Великого европейский образ жизни привился в нашем государстве и дал свои плоды. Наука и промышленность начали стремительно развиваться.

РВС о проекте «Шаги истории»
Шаги истории вконтакте
Шаги истории

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
spyglass1
Jan. 27th, 2017 11:10 am (UTC)
Кто-нибудь объяснит,
в чем суть угрозы обстригаемого: "Раскольник говорит: слушай, цирюльник, я бороды стричь не хочу! Вот гляди - я на тебя скоро КАЛАЧ ЗАКУШУ!"

Что такого страшного и опасного в закушенном калаче?
qorban
Jan. 28th, 2017 04:43 pm (UTC)
Re: Кто-нибудь объяснит,
Примерный ответ на ваш вопрос нашёл в объяснениях к сцене из романа А. Толстого «Пётр I».
Сама сцена:
«Народ валом валил вдоль узкой навозной улицы. Из дощатых лавчонок перегибались, кричали купчишки, ловили за полы, с прохожих рвали шапки, — зазывали к себе. За высокими заборами — каменные избы, красные, серебряные крутые крыши, пёстрые церковные маковки. Церквей — тысячи. И большие пятиглавые, и маленькие — на перекрёстках — чуть в дверь человеку войти, а внутри десятерым не повернуться. В раскрытых притворах жаркие огоньки свечей. Заснувшие на коленях старухи. Косматые, страшные нищие трясут лохмотьями, хватают за ноги, гнусавя, заголяют тело в крови и дряни... Прохожим в нос безместные страшноглазые попы суют калач, кричат: «Купец, идём служить, а то — калач закушу...» Тучи галок над церквушками...».
Поясняют эту угрозу (в случае, описанном у Толстого) так: Напротив Спасской башни находился Поповский крестец — «биржа труда» для священников без приходов. Их приглашали в богатые дома служить обедни, а то и заманивали в окрестные села на постоянную работу. Чтобы наниматели не мешкали с выбором, священники подносили ко рту калач: служить обедню можно было только на голодный желудок.
Т.е., как мне кажется, данный лубок, как юмористическая зарисовка, вкладывает в уста раскольника (здесь: сторонника старого порядка — носить бороду), угрозу присущую определенному роду духовенства (в данном случае пустую, т.к. цирюльнику чихать на обедню, ему стричь надо), усиливающую впечатление о раскольнике как о глуповатом ретрограде.
spyglass1
Jan. 28th, 2017 08:53 pm (UTC)
Re: Кто-нибудь объяснит,
Спасибо. Теперь буду знать.
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com