?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

январь, 1905 года

...В. Д. Полéнов отказывается от академического звания.

Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году в Петебурге в дворянской семье. Мать Василия увлекалась рисованием. Позже Поленов вспоминал: «От матери я унаследовал страстную любовь к живописи».

Лето семья проводила в имении возле села Имоченцы Олóнецкой губернии, на берегу реки Оя́ти. Прекрасные северные пейзажи навсегда оставили след в душе мальчика.

Став взрослым, Поленов говорил об Ояти:

С её чудесных берегов я вынес огромный запас художественных, физических и духовных сил. Живописными материалами, добытыми там, я пользуюсь до сих пор.

Петербурский дом Поленовых посещали музыканты, живописцы, профессора. Бывал там и будущий известный профессор, а в то время ещё студент Академии художеств П. Чистякóв, дававший Васе уроки живописи.

Окончив гимназию, Василий поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако вскоре он становится вольноприходящим, а затем и постоянным учеником Академии художеств.

За дипломную работу в Академии Поленов получил золотую медаль, дававшую право на поездку в европейские страны. Большое впечатление в Европе на него произвело творчество импрессиони́стов — французских художников, рисовавших с натуры чистыми, яркими красками.

Вернувшись в Россию, в 1877 году Поленов поселился в Москве, в районе Арбата. По эскизу, сделанному с одного из арбатских дворов, художник рисует картину «Московский дворик». Уголок старой Москвы. Мирное летнее солнечное утро, напоённое светом и воздухом. Дом с хозяйственными постройками. Дети играют на траве возле тропинки. Женщина несёт тяжёлое ведро. Запряжённая лошадь дожидается хозяев. У сарая гуляют куры.

Ученик Поленова В. Н. Бакшеев рассказывал:

Когда Московский дворик был впервые выставлен, рядом с ним все этюды и пейзажи других художников казались чёрными, как клеёнка, настолько много света, воздуха, жизнерадостности и правды было в этой небольшой по размеру, но глубокой по содержанию картине...

Летом 1878 года Поленов пишет картину «Бабушкин сад». Солнечный летний день. Свежий пышный сад с яркой зеленью и весёлыми бликами на листве. Разрушающаяся усадьба. По песчаной дорожке идёт, опираясь на трость, старушка в чёрной одежде и чепчике. Её сопровождает молодая девушка в розовом платье с книгой в руках. Мысль о быстротечности жизни не пугает, отступая перед всепобеждающей красотой природы.

Из письма Поленову художника М. Нéстерова:

С юных лет я был восхищённым почитателем «Бабушкина сада», «Московского дворика»... В них Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали мне поэзию старого родного быта, неисчерпаемые тайны нашей природы. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок.

Пронзительно изображал Поленов простые среднерусские пейзажи. На картине «Зима в Имоченцах» мы видим занесённые снегом бедные крестьянские дома и с трудом плетущуюся понурую лошадёнку. В «Русской деревне» под вечными рваными облаками приютились ветхие избы, на берегу речушки беспечно играют крестьянские дети.

9 января 1905 года произошло «Кровавое воскресенье» — расстрел мирного крестного хода, шедшего к царю с прошением. Во главе расстрелявших народ полицейских войск стоял глава Академии художеств великий князь Владимир Александрович. Возмущённые этим событием художники Поленов и В. Серов отказались от академического звания.

После революции 1917 года Поленов жил в своём доме в Тульской губернии. Пожилой художник много времени уделял просвещению крестьян, организовывал театральные кружки.

Картины Поленова отличают чистота и насыщенность красок, любовь к свету и цвету. Искусство, писал Поленов, «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

РВС о проекте «Шаги истории»
Шаги истории вконтакте
Шаги истории

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com