?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мера всех вещей

В прошлом месяце начальству на работе пришло в голову, что коллективу до зарезу необходимо пройти современный управленческий бизнес-тренинг.

Относясь к современным бизнес-тренингам весьма скептически, я заведомо для себя решил не поддаваться на всяческие провокации и просто поиграть по некоторым предлагаемым правилам. Тем более, что понаблюдать за происходящим несколько со стороны было мне интересно, и даже, как мне кажется, полезно.

Основная проблема подобных тренингов, как я подытожил для себя, обдумав происходившие — лечение симптомов, а не причины. Тренер даёт некую картину иерархии в коллективе, основываясь то ли на подростковой психологии, то ли на отношениях в примитивных обществах. И это, в принципе во многом соответствует истине — общество сейчас очень инфантильно, невротично и отчуждено от культуры. Но, вместо того, чтобы назвать диагноз и предложить варианты лечения: «в свои 20-30 лет вы ведёте себя как дети в пубертатный период, давайте уже взрослеть и вести себя как взрослые, а быть взрослым это 1)...2)... 3)...», предлагается в этом детском саду обустраиваться, предварительно заклеймив и изгнав «хулиганов». Ясно, что тренер и не имеет такой цели, «лечить» людей, платят ему совсем за другое.

Тренер создает о себе впечатление весьма образованного человека, но многие его тезисы, заявляемые как истина в последней инстанции, спорны и сомнительны. Очень повеселило заявление, о том, что объективности не существует. Тезис, который иронически оспорил ещё Сократ критикуя Протагора, в диалоге Платона «Теэтет». Многим известно высказывание Протагора — «Человек — мера всех вещей», но не многие знают, что в полном виде оно звучит как — «Человек — мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». (Что и значит, что объективности не существует, так как один человек может счесть нечто не существующим, а другой в то же время счесть то же самое существующим).

Сократ. Знаешь ли, Феодор, чему дивлюсь я в твоем друге Протагоре?
Феодор. Чему?
Сократ. Те его слова, что каким каждому что-то представляется, таково оно и есть, мне очень нравятся. А вот началу этого изречения я удивляюсь: почему бы ему не сказать в начале своей «Истины», что мера всех вещей — свинья, или кинокефал, или что-нибудь еще более нелепое среди того, что имеет ощущения, чтобы тем пышнее и высокомернее было начало речи, доказывающей, что мы-то ему чуть ли не как богу дивимся за его мудрость, а он по разуму своему ничуть не выше головастика, не то что кого-либо из людей. Ты не согласен, Феодор? Ведь если для каждого истинно то, что он представляет себе на основании своего ощущения, если ни один человек не может лучше судить о состоянии другого, чем он сам, а другой не властен рассматривать, правильны или ложны мнения первого, но — что мы уже повторяли не один раз — если каждый будет иметь мнение только сам о себе и всякое такое мнение будет правильным и истинным, то с какой же стати, друг мой, Протагор оказывается таким мудрецом, что даже считает себя вправе учить других за большую плату, мы же оказываемся невеждами, которым следует у него учиться, — если каждый из нас есть мера своей мудрости? Как тут не сказать, что этими словами Протагор заискивает перед народом. Я не говорю уже о себе и своем повивальном искусстве — на нашу долю пришлось достаточно насмешек, — но я имею в виду вообще всякие занятия диалектикой. Дело в том, что рассматривать и пытаться взаимно опровергать наши впечатления и мнения — все это пустой и громкий вздор, коль скоро каждое из них — правильное и если истинна «Истина» Протагора, а не скрывает в своей глубинной сути некоей насмешки.

Платон, диалог «Теэтет».

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
kamrad2213
Jul. 31st, 2016 06:39 am (UTC)
Познавательно о Протагоре. И забавно)
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com