qorban (qorban) wrote,
qorban
qorban

Categories:

Примирение?..

В газете «Суть времени», начиная с № 154, выходит цикл статей «Лики примирения». Это довольно объемное исследование темы обеления фашистских преступников времен Второй мировой войны. На примере испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне Гитлера в СССР, показаны попытки героизации идеологических франкистов, отличия которых от фашистов были минимальными. Статья за номером 8 на настоящий момент является последней статьёй из цикла.

Довольно давно я наблюдаю некоторые явления, связанные с попытками уравнять и примирить две противоборствующие силы, столкнувшиеся в Великой Отечественной войне: немецко-фашистскую армию а  также её союзников и коммунистический СССР. Причём, если в случае с фашистами, происходит обеление и героизация, а так же попытки показать их если не обычными людьми, то даже гораздо более благородными и человечными, в случае же с советскими войсками происходит совершенно обратное. Сталинский СССР пытаются обвинить во всех смертных грехах, как ужасную тюрьму народов и убийц, на уровне геноцида, своего населения.

Помимо событий, связанных с испанской «Голубой дивизией»: установка монументов, возложение цветов высокопоставленными дипломатами и прочего, в России тоже происходит нечто, что можно назвать попытками примирения с нацистскими военными преступниками.

Вот, с месяц назад, прошли очередные празднования 23 февраля, дня защитника Отечества. Прошли опять не без конфуза, когда в очередной раз на поздравительном баннере какой-то горе-дизайнер разместил вражескую военную технику, немецкую, времён Великой Отечественной войны.

Мне почему-то кажется, что подобные «ляпы» присущи не только неопытным молодым «дизайнерам» заваленным оперативкой и плохо знающим историю — в конце концов, «полстраны танкисты» (многие играют в онлайн-игру World of Tanks, где исторически достоверно воссоздана старая военная техника) и что-что а «Тигр» от «Т-34» отличить способны. Мне кажется, тенденция подобных «героизаций» противника гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд и выходит далеко за рамки обычной исторической некомпетентности...

Был такой исторический персонаж, немецкий военный врач — Курт Ройбер. Во время Сталинградской битвы воевавший в 16-й танковой дивизии вермахта. До войны Курт был лютеранским священником и защитил диссертацию на тему «Этика врачующего сословия». Кроме того, врач-священник вермахта имел некоторую склонность к рисованию.

Примерно под рождество 1942 года, Курт Ройбер и его сослуживцы, понеся огромные потери, попали в Сталинградский котёл. И вот в ночь на Рождество, проникнувшийся отчаяньем и безысходностью немец, нарисовал углём на обратной стороне советской географической карты мадонну с младенцем Христом. Позже этот рисунок стал известен как Сталинградская мадонна.

По моему мнению (а я имею некоторое представление о рисовании, так как закончил худграф), с точки зрения исполнения, рисунок врача-священника никакой художественной ценности не несёт, качественно он напоминает скорее почеркушку студента первокурсника какого-нибудь художественного училища на полях лекционной тетради. Его ценность можно определять лишь на фоне исторического окружения. И то, на мой взгляд, надписи сделанные погибающими советскими солдатами на стене Брестской крепости гораздо более эмоциональны и выразительны.

Копия «иконы», помимо всего прочего, сейчас находится в волгоградском католическом храме Святого Николая и широко почитается среди волгоградских католиков как икона «Дева Мария Примирения».

Налицо некая странность — в Испании идеи «примирения» с нацистскими преступниками не находят протестов среди левых организаций, а зачастую и поддерживаются ими. А у нас «творчество» солдат вермахта спокойно почитается за святыню. И не только местными католиками. В 1990 году рисунок немца освятили (он обрёл статус иконы) три представителя церквей: православной, католической и протестантской.

После окончания битвы под Сталинградом Курт Ройбер попал в лагерь НКВД № 97 в городе Елабуге, где умер 20 января 1944 года.

Совершенно нельзя сказать, что так же трагически сложилась судьба каждого военнопленного елабужского лагеря. Например, лейтенант вермахта Отфрид Пройслер, попавший в тот же лагерь военнопленных, не только благополучно дожил до старости (был выпущен в 1949 году), но и стал известным детским писателем-сказочником. Пройслер на всю жизнь сохранил тёплое отношение к Елабуге, где у него зародилась мысль писать сказки и где он их начал писать (у нас в стране наибольшую известность получила сказка Пройслера «Маленькая Баба-Яга»).

Отфрид Пройслер

Но вернёмся к Ройберу в Сталинграде...

Да, он был врачом, да он был пастором, но одновременно с этим он был солдатом вермахта. Что-то с трудом представляется ситуация, прошу прощения за ёрничание, когда на приказ старшего по званию, Ройбер отмахнулся бы: — Как вы можете мне приказывать убивать людей?! Я же врач и священник! И автор книги по этике! Давайте я вам лучше мадонну нарисую...

Кроме всего прочего, Ройбер вёл дневник, где можно прочитать следующее:

«Я постоянно всматриваюсь в лица людей и не могу от них оторваться. Я вижу, как врожденная русская меланхолия владеет всем — смехом и плачем, жизнеутверждением и отрицанием. Какие темные силы ведут здесь свою игру? Русский человек во всем остается для меня загадкой. Постоянно оказываешься перед славянской душой как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму».

Наверно, солдаты вермахта, недостаточно тёмная сила для Ройбера, зато достаточная для местного населения, чего немцу понять не дано. И очень понятно, как заманчиво для современных десоветизаторов трактовать эту тёмную силу как, например, довлеющий над русскими сталинизм.

В биографии Ройбера описыватся как он слышал, как горячо молились русские люди в разрушенном Сталинграде, и их молитвы были ему более чем понятны. Молился и Ройбер — о том, чтобы человечество, в конце концов, научилось различать добро и зло.

Не заостряя внимание на феноменальном слухе Ройбера, наверно это следует понимать, что добро олицетворяли солдаты вермахта, ведь он был на их стороне...

В 2013 году волгоградский художник Владислав Коваль рисует картину к юбилею Сталинградской битвы. На картине он изображает немецких солдат сидящих в заснеженном окопе вокруг рисунка Курта Ройбера с Мадонной и младенцем.

Художнику не хочется чтить героизм защитников Сталинграда. Он не смог, или не захотел найти никакого иного сюжета, кроме трясущихся от страха и холода фашистов в блиндаже.

И, что характерно, В. Коваль говорит, что главная идея его картины — примирение двух народов: русского и немецкого.

Примирение с немецким народом? У нас нет и не было конфликта с немецким народом. У нас был конфликт с фашистами. А фашизм — не имеет национальности. С кем в таком случае предлагает примиряться художник, с фашистами? На Украине вот примирились с фашистами и что получили?

Легко обращать мольбы к Божьей матери, когда смерть в двух шагах от тебя. Греет ли этих фашистов в мороз огонь от стыда, за совершенные злодеяния? Нет, ведь они воюют за правое дело с нелюдями и недочеловеками, со славянским зверьём. Это с ними-то нам предлагают примиряться?!

И очень хорошо понятно, почему на западе носятся с этой «иконой», ведь русские изверги и безбожники сгноили в гулаге такого замечательного человека: художника, врача, пастора. А значит и они звери, и ничем не лучше фашистов!..

Похожее негодование, как в случае с картиной Коваля, у меня вызвал в своё время немецкий мотоцикл, который принял участие в одной из первых акций «Бессмертный полк», проходившей в новосибирском академгородке. При этом мотоциклист (скорее всего реконструктор) был обряжен по всей форме: в каску, плащ и краги. Или просмотр телепрограммы, где ветераны вермахта приезжали в гости к советским ветеранам.

Что ещё интересно в этой истории с Ройбером и «Сталинградской мадонной» — на могильном камне Курта изображена та самая мадонна, а надпись внизу гласит: «Русские усопшие — это и наши усопшие». Это значит, что и самого Курта Ройбера и его мадонну активно используют как инструмент «примирения». Но, как показывает та же испанская практика «примирения» специфического, когда преступников оправдывают и возвышают, но обвиняют настоящих героев и всячески их очерняют.

Хочется задать вопрос, тем, кто восхищается «Сталинградской мадонной»: вот Гитлер, в некоторой степени тоже был художником, и теоретически мог нарисовать мадонну, и, что ей бы тоже все умилялись?..

Tags: Владислав Коваль, Курт Ройбер, Отфрид Пройслер, Сталинград, фашизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments