?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

19 февраля 1938 года

...последний день работы советской полярной станции «Северный полюс-1».

21 мая 1937 года самолёт СССР-Н-170 доставил на Северный полюс экипаж будущей дрейфующей станции: её начальника Ивана Дмитриевича Папáнина, метеоролога и геофизика Евгения Константиновича Фёдорова, гидробиолога и океанографа Петра Петровича Ширшóва и радиста Эрнста Теодоровича Крéнкеля. С ними на время прилетел и вдохновитель создания первой станции на Северном полюсе учёный-полярник, челюскинец Отто Юльевич Шмидт.

Спустя ещё две недели вместе с оборудованием по воздуху прибыл последний, пятый член экспедиции — пёс Весёлый. После чего самолёты улетели, оставив на полюсе четырёх человек и собаку.

Жить на льдине было нелегко. Летом стояла слякоть, осень принесла с собой мороз и метели.

Оказалось, что и на полюсе есть жизнь. На льдине обнаружили северную птичку размерами чуть больше воробья — пу́ночку. Однажды в полынье увидели морского зайца — разновидность тюленя. Посещали лагерь и белые медведи.

И в дождь, и в стужу исследователи собирали сведения о погоде, замеряли гравитационное и магнитное поля Земли, брали пробы воды и мелких морских микроорганизмов — планктóна, замеряли координаты дрейфующей льдины... Скорость её дрейфа сильно изменила научные представления о северных океанских течениях.

Опустив на дно на тонком трóсике с метрóвыми метками прибор для измерения глубины — лот, люди впервые установили глубину океана вблизи полюса.

Из воспоминаний Е. Фёдорова:

Дно! 4290 метров, на грузе — серовато-зелёный ил. Некоторые из учёных считали, что Северный Ледовитый океан неглубок — примерно как Средиземное море. Действительно, со стороны нашего континента шельф простирается на сотни километров. Но, оказывается, здесь настоящий глубокий океан.

Льдина зимовщиков, дрейфовавшая под воздействием течения всё дальше к югу, мимо Гренландии в Атлантический океан, медленно разрушалась. 1 февраля она внезапно раскололась. Сначала ледяное поле разорвало на части по нескольку десятков метров каждая, затем снова на время соединило.

Из воспоминаний Е. Фёдорова:

Ближайший вал поднялся совсем рядом, в семи—десяти метрах от палатки... Мы наблюдали интересное зрелище: отдельные части нашего бывшего лагеря то подходили к нам, то отходили. Мы видели, как недалеко от нас передвигаются базы продовольствия, отрезанные от нашего осколка полыньями. Одно время к нам на расстояние полукилометра подошла гидрологическая лебёдка, которую мы совсем было потеряли из виду. Хотели взять её, но не успели: лебёдку опять унесло в сторону. Зато удалось с одной из баз взять керосин.

Треснул лёд под большой уютной палаткой, и она начала наполняться водой. Пришлось переселиться сперва в более холодную палатку, а затем в наскоро построенный снежный дом.

На помощь терпящим бедствие полярникам направились самолёты, пароходы, подводные лодки.

На льдине спешно подготовили аэродром, но ледяное поле снова разорвало на куски. Зато по образовавшимся проходам во льдах к полярникам сумели подойти ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман».

19 февраля высадившиеся на льдину с пароходов спасатели помогли папанинцам собрать и перенести на борт остатки вещей и бережно сохранённые при катастрофе результаты научных наблюдений.

РВС о проекте «Шаги истории»
Шаги истории вконтакте
Шаги истории

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
georgith55
Feb. 20th, 2016 12:16 am (UTC)
Интересное было время.
valerytan
Feb. 21st, 2016 10:46 am (UTC)
4 км глыбины на полюсе. Не хрена себе! И что мы там за были?
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com