?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

15 февраля 1939 года

...ушёл из жизни художник К. С. Петров-Водкин.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в семье сапожника в маленьком приволжском городке Хвалынске. Детство будущего художника прошло на высоких берегах Волги, где взгляду открывается бесконечная даль пёстрых холмов и необъятная ширь реки.

Подростком Кузьма познакомился с хвалынскими иконописцами и сам пробовал писать иконы. После окончания четырёх классов городского училища он некоторое время работал в судоремонтных мастерских, посещал классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре.

Уехав в столицу получать образование, Кузьма сначала поступит в петербургское Центральное училище технического рисования Штиглица. Продолжит обучение он в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавал великий художник В. А. Серов.

Первой крупной работой Петрова-Водкина стало знаменитое «Купание красного коня», написанное в 1912 году. На картине три мальчика купают в озере трёх коней: белого, рыжего и красного. Пространство озера сферически вогнуто, и всё внимание сосредоточено на первом плане, занятом уплощённой фигурой большого красного коня и сидящего на нём подростка. Образ всадника напоминает иконы Георгия Победоносца. В картине незримо присутствует будущее: кажется, вот-вот мальчик пустит вскачь настороженно косящего глазом коня. Современники увидели в этом полотне предчувствие нового огромного мира, открывающегося вместе с XX веком.

Рано начали формироваться характерные особенности стиля Петрова-Водкина: яркие контрасты холодных и тёплых цветов — красного, зелёного, синего, — стремительная подвижность форм, символичность образов. Художник вскоре найдёт собственный способ отображения мира в «сферической» перспективе: прямые линии закруглены, а предметы изображаются сверху, как если бы человек находился на вершине холма.

В полотне «Девушки на Волге» 1915 года Петров-Водкин изобразил пришедших на купанье молодых крестьянок, грациозностью, жестами и складкам ниспадающих одежд напоминающих трёх античных граций. Но в отличие от некоторых более ранних его картин, купальщицы не сон и не фантазия, они конкретны, реалистичны.

Художник называл эту свою работу переломной: «Мы хотели жить интересами больших периферийных масс, интересами огромного человеческого коллектива... В „Девушках на Волге“ я перехожу к быту и к типажу, который, как мне кажется, удался и который идёт уже не от моей выдумки, а от природы, от девушек, которых я видел на Волге».

В первый послереволюционный год Петров-Водкин напишет картину, которая вскоре получит известность как «Петроградская Мадонна». На балконе дома полуразрушенного революционного Петрограда стоит мать в красной накидке. Оберегающим жестом она как будто прикрывает своё дитя от всех невзгод, голода и холода прошлой жизни. Это рабочая Мадонна, глядящая в будущее.

К образу всадника на красном коне Петров-Водкин вновь возвратится в 1925 году в картине «Фантазия». На этот раз его всадник не замер в ожидании, он мчится ввысь, увлекая за собой всё окружающее пространство. Это и полёт творческой фантазии, и вера в мечту, в будущее.

Картина «Смерть комиссара», написанная в 1928 году, посвящена недавно отгремевшей Гражданской войне. Сражённый пулей на вершине холма комиссар как будто ещё хочет что-то сказать уходящим в бой товарищам. Его обращённое к ним лицо просветлено, а внизу, под холмом простирается прекрасная земля, за которую он отдаёт свою жизнь.

Петров-Водкин создал особый, глубоко русский стиль символической живописи, оказавший огромное влияние на последующие поколения художников.

РВС о проекте «Шаги истории»
Шаги истории вконтакте
Шаги истории

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com